1. Теоретико-методологические подходы и принципы химического образования в общеобразовательных учреждениях.
Методологической основой отбора и конструирования содержания химического образования на уровне общего среднего образования выступают системно-структурный, интегративный, компетентностный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.
Системно-структурный подход обеспечивает на основе последовательного систематического изучения учебного предмета «Химия» формирование в сознании учащихся систем основных химических понятий, законов, теорий, фактов и методов химической науки. Одновременно он обеспечивает целостность школьного химического образования на разных ступенях через все организационные формы обучения (урок, факультативное занятие, внеклассная работа), реализуя единые цели, содержание, формы, методы и средства обучения химии в общеобразовательных учреждениях.
Интегративный подход отражает ведущую тенденцию развития современной науки — её интегративный характер. В химическом образовании на уровне общего среднего образования он предполагает установление внутри- и межпредметных связей как механизмов и средств интеграции. При этом интегративный подход реализуется через вертикальную и горизонтальную интеграции.
Вертикальная интеграция обеспечивает преемственность между отдельнымиразделами и блоками содержания учебного предмета «Химия» через установление внутрипредметных связей. Горизонтальная интеграция осуществляется посредством реализации межпредметных связей химии с другими учебными предметами естественно-математического (внутрицикловая интеграция) и гуманитарного цикла (межцикловая интеграция).
В целом интегративный подход способствует формированию у учащихся целостных представлений о химической картине природы как части научной картины мира.
Компетентностный подход обеспечивает формирование у учащихся в процессе обучения химии не только ключевых и предметно-специфических компетенций, но и общекультурной компетентности. При этом особое внимание уделяется формированию у учащихся химических знаний, развитию умений и первоначального опыта творческой деятельности, связанной с химией.
Культурологический подход позволяет рассматривать химическое образование как феномен культуры, а формирование культуры учащихся — как его основную цель. При этом школа должна обеспечить ученика необходимым объёмом химических знаний и умений, которые должны войти в багаж каждого образованного человека.
Личностно-деятельностный подход ставит в центр образовательного процесса личность ученика, предполагает создание условий для развития его способностей и возможностей для самореализации, раскрытие индивидуальности личности в процессе выполняемой деятельности. Следовательно, личностно-деятельностный подход в процессе обучения химии предполагает выполнение таких видов деятельности, которые будут обеспечивать развивающее воздействие на все сферы личности учащихся, способствуя мотивации к изучению химии и повышению качества школьного химического образования в целом.